Семь Ветров

Иллюзия восприятия


       "Что можно сказать про иллюзии, кроме того, что они есть и ими грешит каждый ? Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия.

nullЕсть ли шанс понять, как с этим обстоит дело на самом деле и как это можно практически учитывать?
Да, есть! Для этого, всего лишь нужно понимать механизмы восприятия и то как осознается воспринимаемое. Для этого и было написано О системной нейрофизиологии. Чтобы меня не посчитали садистом, отсылающим нормального человека в эти дебри, сделаю некое резюме.
В мире нет иллюзий, они есть в нашем восприятии мира.
Если называть иллюзией то в восприятии, что не соответствует воспринимаемому в некоторой его части или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида. 
nullТак, зрительные рецепторы максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные воспринимаются сразу двумя соседними по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они - иллюзия по которой невозможно судить о длине волны видимого цвета, - их восприятие неадекватно.
Мало того, только ничтожно малая часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать резко сфокусированную картинку. Наш глаз совершает разнообразные сканирующие движения, чтобы последовательно считать важные элементы изображения резко (это - кроме постоянного быстрого дрожания поля зрения).
nullНо в голове стоит целостная картинка (она в самом деле "стоит", представленная самоподдерживающейся активностью участков нервной сети, отвечающей за все наблюдаемые элементы изображения), нам она кажется вся резкой (стоит только вниманию захотеть увидеть в ней дополнительную деталь, глаз тут же дополнит упущенное новыми подробностями). Эта картинка - иллюзия: чисто субъективное представление объективно наблюдаемого и эта картинка у каждого очень индивидуальна. Но мозг, постоянно сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности. Но многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются нескомпенсированными.

nullЧитаем в Перцептивные процессы:
Адекватность восприятия (лат. adaequatus - приравненный, равный) - характеристика процесса восприятия, которая основана на инвариантности основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки какого-либо объекта или процесса в целом соответствуют описанию данного объекта или процесса, которое дается другими людьми, и не противоречит данным, полученным по другим сенсорным каналам. Напротив, неадекватный образа отражения, как бывает, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида, с одной стороны, и не соответствует тем субъективным образам, которые порождаются в данной ситуации у других людей, с другой.
Зрительные иллюзии (лат. illusere - обманывать) - искажение зрительного восприятия частных признаков тех или иных предметов. Обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании. .

Никогда не запоминается картина (цветовая, звуковая, вкусовая, тактильная) целостно: физически не возможно зафиксировать полное число воспринимаемых элементов (в каждый момент активное поле рецепторов сетчатки представлено огромным числом "пикселов"). В комплекс образующихся при запоминании связей входят только уже выделенные признаки воспринимаемого. Поэтому одна и та же картинка в разных контекстах понимания имеет разный смысл. Поэтому и возможны иллюзии восприятия.
Трактовка, понимание смысла воспринимаемого полностью зависит от уже имеющегося опыта. Запомнить те "интонации" голоса, которые вызывают понимание, характерное для взрослого возраста не возможно, будучи в утробе.
Плохо ли это?
nullДостаточно сказать, что развитию вида животных под названием человек, ничего другого не потребовалось, хотя была возможность сильно раздвинуть границы воспринимаемых признаков и повысить чувствительность восприятия, как это произошло у других видов. То же, что нам теперь не хватает в силу стремительного развития культуры, восполняется техническими средствами.
Вся жизнь любого индивида - это постоянная заточка его жизненного опыта под конкретику его существования, чтобы обеспечить максимальную адекватность его поведения существующим вполне определенным условиям. Например, если мы станем слышать все мельчайшие шорохи всего происходящего вокруг, что нас ну ни как не касается, да еще и в более широком диапазоне частот от инфразвуков до ультразвука, мы потратим огромные ресурсы психики на отвлечение внимания на это и оценку его значимости, за счет более оптимального выделения действительно важного. Мы можем поплатиться за это даже жизнью. Так что в этом нужен вполне определенный оптимум.
Если самое первое воспринимаемое, когда еще не было соответствующего опыта, никак не может интерпретироваться личностью и потому ускользает от восприятия, являясь для него иллюзией на 100%, то, сочетаясь с теми изменениями в организме, которое это новое вызывает, появляется все более определенное отношение к нему и реакции становятся все более адекватными тем реальностям, которые обладают воспринятыми признаками.
nullПоэтому, никогда не приближаясь к точности восприятия реальности на 100%, мы со все большим опытом все точнее оказываемся способными соответствовать этой реальности, пока она существенно не изменится. Но это - всегда наши личные достижения, которые никто не способен передать другим, это - личное знание, в отличие от передаваемых сведений. Поэтому общение между людьми - один из самых мощных источников иллюзий.
Выделить нечто из личного опыта в таком виде, чтобы можно было передать другому без искажений, оказалось невозможным, несмотря на огромные усилия разработчиков экспертных систем и формализаторов знаний. Дэвид Бом пытался создать такой язык ("реомод"), который оказался бы способен точно передавать знания одного человека другому. Он был прав в том, что часто абстракции, порожденные человеком, переносятся им как сущности, существующие реально. Многие в самом деле считают, что существуют меридианы и силовые линии. Очень многие считают, что существует пространство и время, чистая энергия, Добро, Зло и Истина сами по себе.
Бом, пытаясь найти способ избежать таких иллюзий, наивно пытался придумать альтернативу восприятию, которая бы смогла оградить от ошибок базового принципа восприятия.

nullЖизненный опыт формируется как из наблюдаемых проявлений реальности, так и возникших субъективно иллюзий, которые для восприятия никак от проявлений реальности не отличаются. Но любые иллюзии рано или поздно могут быть обнаружены при сопоставлении с другими явлениями реальности, и опыт скорректирован.

Обмануть наши чувства несложно! То, что мы чувствуем - лишь малая часть доступных нам свойств реальности, но именно повторяемость этих ощущений закрепляет опыт ощущения реальности и делает его все более уверенным. А общение позволяет еще больше получить информации об этом повторяемом опыте, сопоставив с аналогичными ощущениями других. Заведомо искажаемая же информация называется обманом, который дезориентирует другого в свойствах реальности, способствуя созданию обманчивых иллюзий.
Но иллюзии не смогут заменить реальности по той простой причине, что они не существуют на самом деле, ими не будешь сыт и согрет. И если ты обманываешься, принимая за реальность не существующее, то, типа, сдохнешь с голоду (утрируя, но не слишком).
В некоторых случаях, как правило далеких от значимых границ действительно нужного опыта (поэтому и плохо освоенной области), отличить иллюзию от реальности или понять причину иллюзий бывает очень трудно, а иногда невозможно без дополнительной, далеко не всегда доступной информации.
nullЧасто бывает, что в некоторых областях восприятия-реагирования люди настолько погрузились в сугубо субъективное, без реальной связи с объективным, что их представления становятся зыбкими и непонятными даже самому себе.

По логике вещей, наша внутренняя реальность не "куда реальнее" внешней, а просто существует в ней, как часть ее. Но для нас есть только ее модель в виде нашей субъективной реальности, и по ней мы судим о внешней настолько же верно и эффективно, насколько она точно ей соответствует. Это наш мир, который нам ближе всего остального, это наши убеждения, на которых строится все наше поведение, это, фактически, мы и есть.
Мы не можем отделять внутреннюю реальность от внешней, иначе останемся даже без того кривого зеркала, которое имеем. Но нужно уметь отделять ту часть нашего мира, которая заведомо нами с внешним миром и не связывалась, как сказки, которые живут только в наших головах, и мы понимаем, что это - сказки. Все остальное - тоже "иллюзии", которые только в какой-то степени соответствуют объективной реальности.
null Как бы хорошо мы не знали предмет, а все же знаем о нем гораздо меньше, чем не знаем. Но для нас эти "иллюзии" - и есть весь мир, доступный нашему пониманию. Мы не можем жить параллельно: или во внутреннем мире или переключаться на внешний, просто потому, что нам доступен только внутренний мир.
Для очень многих внутренний мир сказок важнее внешнего, но это очень условно и индивидуально. Мне кажется, главный критерий здесь - социальная направленность: или в основном только на себя лично или еще и на близких людей. На одном полюсе - чисто звериное, самодостаточное существование, для чего и требуется лишь удовлетворение личных потребностей тела и внутреннего благополучия. Тогда личный кайф - превыше всего, в том числе и кайф от иллюзорной сказки. На другом полюсе - те, чей "круг света" широк, те, кто живет не только для себя лично, а в неразрывной связи с близкими людьми (в том числе близкими по их пониманию, сопереживанию, т.е. близкими могут стать все люди). В этом случае мир сказок - мощный инструмент творческой фантазии, который дает вполне объективные, реальные для других произведения.

nullИтак, иллюзии - неотъемлемая черта любого восприятия, которое только и занимается тем, что сопоставляет их с тем, насколько они согласуются с реальностью (иногда для этого просят ущипнуть :) Соотвественно, потеря жизненного опыта соответствия реальности (физиологические нарушения или установление ложных, не соотвествующих действителньости, связей) приводит к иллюзиям и афазиям: cм. Шутки головного мозга)

Именно иллюзии, расходящиеся с реальностью порождают многие творческие процессы, когда человек или поражен их значимостью, или они для него становятся настолько желанны, что своей деятельностью человек пытается изменить реальность так, чтобы достичь соответствия этим мечтам."

из статьи "О системной нейрофизиологии".

Календарь новостей

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0